Цель: развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, учить выполнять сложение и вычитание с опорой на натуральный ряд чисел Ход урока 1. Организационный момент СЛАЙД №2. Долгожданный дан звонок начинается урок. На столах у учеников лежат карточки с рисунком снеговика для индивидуальной работы. Если ребёнок справляется с самостоятельной работой быстро, он работает по карточке. 2. Стадия вызова. Снежинки медленно летят – Крупные, тяжелые. Я не узнала старый сад, Когда пришла из школы. - О каком времени года я прочитала стихотворение? - Ребята, а вы любите зимние игры? Во что вы играете? -СЛАЙДЫ №3, 4, 5. НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ СДЕЛАЛИ ТАКОЙ ВЫБОР. (лыжи (цвет), коньки (форма, размер), сани (расположение)) - Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? ( На доске расположены беспорядочно все числа от 0 до 9 кроме 5.) - какое задание можно выполнить? (в порядке возрастания, убывания, составить натуральный ряд чисел) - Запишите числа в порядке возрастания. (Ученики работают в тетрадях) (Не получается. Цифры «5» не хватает) - Давайте расскажем про это число все, что знаем, может оно и появится. -Просчитайте в порядке возрастания, убывания. - Вы предлагали составить натуральный ряд чисел. Возможно ли это? Почему? (нет. 0 ненатуральное число, она меньше всех чисел) -Ребята, вы столько много знаете о числе 5. Хотите ещё больше узнать? Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока? - Сегодня мы узнаем состав числа 5. 3. Работа по теме урока. Составление таблицы сложения. СЛАЙД № 6 Матроскин и Шарик тоже любят зимние игры. Они слепили вместе 5 снежков. По сколько каждый мог сделать снежков? Разделите их так, чтобы у героев оказалось разное количество снежков. СЛАЙД № 7. - Шарик один снежок и Матроскин - 4 1+4 =5 –Прочитайте выражение. Как называются числа при сложении? - Шарик- 2 и Матроскин -3. 2 + 3 = 5 - Шарик -3 и Матроскин-2. 3+2 =5 Шарик -4 и Матроскин- 1 4 + 1 + 5 - Ребята, это получился первый столбик таблицы сложения. Запишите его в тетрадь. Запомните его. - Чем отличаются первая и последняя строки таблицы? (Слагаемые поменялись местами) - Изменилось ли значение суммы? Почему? Физминутка. Снег идёт пушистый, Мелкий, серебристый. Мы на лыжах ехали С горочки спускались Вправо, влево повернули. Дома очутились. Отработка состава числа 5. СЛАЙД № 8 Шарик и Матроскин ловят снежки в свои ведра. Шарик ловит снежки с суммами, а Матроскин с разности. Необходима помощь. Прочитайте грамотно суммы и найдите их значения, используя таблицу. ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. Какие выражения остались? (разности) Какой знак? В какую сторону нужно двигаться при нахождении значения разности по натуральному ряду чисел? Запишите их в тетрадь и найдите значения разности, используй натуральный ряд чисел. (Работа у доски. На доске начерчен натуральный ряд чисел.) 5-4=1 5-2=3 5-3=2 5-1=4 Работа в тетрадях на печатной основе. Стр.13 №22 СЛАЙД № 9 - Обведите отрезки, длину которых можно найти с помощью твоего столбика таблицы сложения. Найди их длины. (Самостоятельная работа) Проверка по слайду. Физминутка. «Как живёшь?..» СЛАЙД № 10 Выпиши суммы натуральных чисел и найди их значения. Самостоятельное решение выражений. Какие выражения не нужно выписывать? Почему? ( 0 не является натуральным числом. 5-4 – разность, а задание выписать суммы) Взаимопроверка. 4+2 1+4 3+2 Поднимите руки, кто справился без ошибок. 4. Рефлексия: Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? (5) Ну-ка сколько всех ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Двое дожидаются? (5) Три гуся пустились в путь, Два решили их догнать. Сколько их под облаками? Сосчитайте детки сами. (5) В снег упал серёжка, А за ним Алёшка, А за ним Маринка, А за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? (5) - Кому урок понравился? Кому понравилось работать на уроке? Что больше всего запомнилось? Кто запомнил таблицу и готов её рассказать? У вас на столах лежат «Снеговики». Кто- то уже начал работать по этим карточкам. Возьмите их домой. Это ваше домашнее задание. СЛАЙД № 11 «МОЛОДЦЫ!!!» 5. Самооценка. (На столе у учителя две коробочки разных размеров со значками. Ребята берут значки: если хорошо усвоили материал – из большой коробки, если не всё получалось – из маленькой).
|