Минутка чистописания. ооеоее ееоеоо
1) – Написание эти букв нам
пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв?
(гласные). В чём различие?
Продолжите письмо до конца строки.
1. Словарно – орфографическая работа.
Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
З а п и с ь н а д
о с к е :
с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь
- С какой целью выполняем
словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других
орфограмм)
- Сто записано на доске?
(слова)
- Что общего у этих слов?
(Все они имена существительные).
- На какие группы можно
разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, ж. род и м. род)
- Запишите слова, подчеркните
орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)
- Как убедится в том, что мы
вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
- Есть в словах орфограммы,
написание которых можно проверить?
(В словах город и медведь
есть орфограмма: написание парной
согласной на конце.)
Вывод: - Что повторили?
(правописание словарных слов и парной
согласной на конце слова)
2) - Как вы думаете, почему
некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?
(Если их соединить, то получится слово.)
- Какое это слово? (Корень.)
- Какие значения имеет это слово ? (-) Где можно найти значение
этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)
- Что можно сказать об этом слове? (Это
слово многозначное.)
3. Работа над темой.
1) - Какое отношение имеет
слово корень к предмету «Русский язык»?
- Что мы называем корнем слова? ( Корень –
это общая часть
родственных слов.)
- Какие слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую
часть и близкие по значению, называются
родственными.)
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Сегодня будем говорить о словах,
которые имеют общую часть и близкие по
значению.)
Задача: распознавать
родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о
понятии «однокоренные слова».
2) - Образуйте группу слов,
связанных со словом рыба (учитель
пишет на
доске слово рыба, а далее - его
производные в порядке их
образования детьми) - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)
- Рыбная ловля. (рыбалка)
- Человек, занимающийся рыбной ловлей
(рыбак)
- Ловить рыбу (рыбачить)
- Прочитайте написанные на доске слова. (
Рыба, рыбка, рыбёшка,
рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)
- Сравните их и скажите, что в них имеется
общего?
(В этих словах есть общая часть –рыб-.)
- Что можно сказать о значении данных слов?
(Данные слова близкие
по значению.)
- Как называются эти слова? (Родственные)
- Докажите (Слова, которые имеют общую часть
и близкие по значению,
называются
родственными.)
- Как обозначим общую часть в словах? »
- Можно сказать «выделим корень».
- От какого корня образовались все эти
слова? (–рыб-)
- Подумайте, можно дать другое название
словам, образованным от
одного и того же корня? (однокоренные)
- Как убедится в правильности своего выбора?
(прочитать в учебнике правило)
Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике
- Есть ли разница в написании корня в
однокоренных словах?
(Корень в однокоренных словах пишется
одинаково.)
- Сделаем
вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие
по значению.
Общая часть родственных слов
называется корнем.
Поэтому у родственных слов есть другое
название – однокоренные.
Корень в однокоренных словах
пишется одинаково.
3) – Выполним следующее
упражнение с целью развития умения
распознавать однокоренные слова и
выделять в них корень.
- Из каждой строчки выпишите
однокоренные слова, выделите корень.
Докажите свой выбор.
Белка, беленький, белить,
водяной, вода, водитель,
грусть, печальный и грустить.
Где слова родные –
однокоренные?
Итог: -
Какие слова называем однокоренными?
Для чего выполняли это
упражнение? (Развивали умения
распознавать однокоренные слова и
выделять в них корень)
Физ. минутка
Вы, наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Напряженье улетело и
расслаблено всё тело.
Бодро шагаем, руки поднимаем.
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко, ровно глубоко.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
4) – Работа в парах.
- Перед вами конверт. Что вы перед собой
видите. (предложения)
Задание: из данных предложений составьте
связный текст.
Снег укрыл пни и кусты.
Вот сугроб.
Утром выпал первый снежок.
Там спит медведь.
- Прочитайте получившийся текст.
- Что мы сегодня отрабатываем? (-).
Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные
слова
доказать свой выбор. Выделить
корень.
Снег, снежок.
- Почему вы сделали такой выбор? Докажите.
(В этих словах есть общая часть и общее
значение.)
- Запишите, выделите корень. Что вы заметили?
(Согласные в корне
чередуются.) От какого корня образовалось
слово «снежок»? (снег)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: - При
образовании однокоренных слов, в корне слова может
происходить чередование
согласных звуков.
- Но мы должны помнить признаки однокоренных
слов: общая часть и близкие по значению.
5) Самостоятельная работа.
- Кто с уверенностью может сказать, что
научился находить однокоренные
слова и выделять корень. Напомните
признаки однокоренных слов. (-)
- Выполним упражнение самостоятельно.
Цель: -
проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать
однокоренные слова и выделять в
них корень.
Задание: - Из каждой строчки
выпишите (или подчеркните) однокоренные
слова, выделите корень.
1) Нос, носильщик, носик.
2) Берег, бережок, береговой.
3) Мороз, морозный, холод.
(Обучающиеся выполняют
работу)
- Возьмите карточку-образец и сделайте
самопроверку.
- Оцените свою работу по шкале.
- Где можно было допустить ошибку?
(В выборе однокоренных слов и в выделении
корня)
- Что нужно помнить? (признаки однокоренных
слов)
4. Итог урока.
- Какую цель ставили? (Развивать умения
распознавать однокоренные
слова
и выделять в них корень.)
- Расскажите о чём говорили на уроке по плану:
- Что такое родственные
слова?
- Как называется общая часть
родственных слов?
- Как по – другому можно
назвать родственные слова?
- Как пишутся корни в
однокоренных словах?
- Что может происходить с
согласными звуками в корне слова?
- Какого достигли результата?
( )
- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои
силы, внимание, знания
предыдущего материала, взаимопомощь)
- Чью работу на уроке вы могли бы отметить? ( - )
5. Дома: по
выбору задание.
1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели
корень.
Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка,
лесной, водный, лесник, лесок.
2 уровень:
- Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.
Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.
1. Поле, полка, полевой,
полюшко.
2. Орех, орешек, ореховый.
3. Веселый, радость и
веселье.