Меню сайта
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [5]
Мини-чат
200
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 322
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Детский поисковик УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Подарок Детскому Дому - Помоги детскому дому без посредников Детские радости - развлечения для детей Мир моей души Копилка детских ресурсов Учительский портал


Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS

КЛАССНЫЙ САЙТ

"Единство непохожих"

Воскресенье, 05.05.2024, 07:24
Главная » Статьи » РУССКИЙ ЯЗЫК » РУССКИЙ ЯЗЫК

Корень слова. Однокоренные слова.
Минутка чистописания. ооеоее              ееоеоо  1) – Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие?        Продолжите письмо до конца строки.  1. Словарно – орфографическая работа.    Откройте тетради, запишите число, классная работа.  З а п и с ь  н а  д о с к е : с…бака      гор…д      д…ревня      …тец      п…нал      м…дведь - С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм) - Сто записано на доске? (слова) - Что общего у этих слов? (Все они имена существительные). - На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, ж. род и м. род) - Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило) - Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.) - Есть в словах орфограммы, написание которых можно проверить?    (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной     согласной на конце.) Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной согласной на конце слова) 2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?       (Если их соединить, то получится слово.)     - Какое это слово? (Корень.)     - Какие значения имеет  это слово ? (-) Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)     - Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.) 3. Работа над темой. 1) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?     - Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть        родственных слов.)     - Какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую        часть и близкие по значению, называются родственными.)     - Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня будем говорить о словах,        которые имеют общую часть и близкие по значению.) Задача: распознавать родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о понятии «однокоренные слова». 2) - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на        доске слово рыба, а далее  - его производные в порядке их        образования детьми)     - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)     - Рыбная ловля. (рыбалка)     - Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)     - Ловить рыбу (рыбачить)     - Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,        рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)      - Сравните их и скажите, что в них имеется общего?         (В этих словах есть общая часть –рыб-.)     - Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие        по значению.)    - Как называются эти слова? (Родственные)    - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению,                            называются родственными.)    - Как обозначим общую часть в словах?           »    - Можно сказать «выделим корень».    - От какого корня образовались все эти слова? (–рыб-)    - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от       одного и того же корня? (однокоренные)    - Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило) Ч т е н и е   п р а в и л а   в учебнике    - Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?      (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)     - Сделаем вывод:  Родственные слова имеют общую часть и близкие                  по значению.                 Общая часть родственных слов называется корнем.                   Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.                   Корень в однокоренных словах пишется  одинаково. 3) – Выполним следующее упражнение с целью развития умения         распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. - Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень.    Докажите свой выбор. Белка, беленький, белить, водяной, вода, водитель, грусть, печальный и  грустить. Где слова родные – однокоренные?  Итог: - Какие слова называем однокоренными?               Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения               распознавать однокоренные слова и выделять в них корень) Физ. минутка Вы, наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Напряженье улетело и расслаблено всё тело. Бодро шагаем, руки поднимаем. Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко, ровно глубоко. Замедляется движенье, Исчезает напряженье. 4) – Работа в парах.    - Перед вами конверт. Что вы перед собой видите. (предложения)     Задание: из данных предложений составьте связный текст. Снег укрыл пни и кусты. Вот сугроб. Утром выпал первый снежок. Там спит медведь.    - Прочитайте получившийся текст.     - Что мы сегодня отрабатываем? (-).    Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные слова                 доказать свой выбор. Выделить корень. Снег, снежок.  - Почему вы сделали такой выбор? Докажите.    (В этих словах есть общая часть и общее значение.)  - Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне     чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег) - Какой можно сделать вывод?  Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может                  происходить чередование согласных звуков.  - Но мы должны помнить признаки однокоренных слов: общая часть и близкие по значению.  5) Самостоятельная работа.     - Кто с уверенностью может сказать, что научился находить однокоренные       слова и выделять корень. Напомните признаки однокоренных слов. (-)     - Выполним упражнение самостоятельно.  Цель: - проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать              однокоренные слова и выделять в них корень.  Задание: - Из каждой строчки выпишите (или подчеркните) однокоренные                   слова, выделите корень.  1) Нос, носильщик, носик. 2) Берег, бережок, береговой. 3) Мороз, морозный, холод. (Обучающиеся выполняют работу)  - Возьмите карточку-образец и сделайте самопроверку.  - Оцените свою работу по шкале.  - Где можно было допустить ошибку?    (В выборе однокоренных слов и в выделении корня)  - Что нужно помнить? (признаки однокоренных слов)  4. Итог урока.  - Какую цель ставили? (Развивать умения распознавать однокоренные                                           слова и выделять в них корень.)  - Расскажите о чём говорили на уроке по плану:  - Что такое родственные слова? - Как называется общая часть родственных слов? - Как по – другому можно назвать родственные слова? - Как пишутся корни в однокоренных словах? - Что может происходить с согласными звуками в корне слова?  - Какого достигли результата? ( )  - Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания     предыдущего материала, взаимопомощь) - Чью  работу на уроке вы могли бы отметить? ( - )  5. Дома: по выбору задание.  1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень.     Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.  2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее.      Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.  1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье.  

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: natka13b (03.08.2011)
Просмотров: 44302 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.5/21
Всего комментариев: 6
6 саша  
0
какие слова называются однокореные

5 настя  
0
какие 3 однокоренных к слову сосна.

4 Мария  
0
Вика,поидее корень и есть шить

3 ИРИНА  
0
ПОЧЕМУ ИЗ -ПОД ТОЧИЛКИ ВЬЮТСЯ СТРУЖКИ И ОПИЛКИ? КАРАНДАШ ПИСАТЬ НЕ ХОЧЕТ, ВОТ ОНА ЕГО И ТОЧИТ. (НАЙТИ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА)

2 лиза  
0
какое однокореное слово к слову полоса

1 Вика  
0
какой корень в слове шить

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поддержи наш сайт!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. Методсовет Безопасный поисковик для детей Поисковик для учителей Литературный календарьМузыкальный календарь
Boyarinkova N.A. © 2024
GlavBoard.ru SafeWeber.ru Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU